



Давайте начнем с начала.
CRM (от англ. Customer Relationship Management – управление взаимоотношениями с клиентами) - это про отношения с клиентами.
Если Вы ведете бизнес - оказываете услуги, производите, что-то продаете - то в любом случае Вы общаетесь с клиентами. Для того чтобы качественно делать свою работу, необходимо как минимум фиксировать что и когда вы должны сделать для каждого клиента. Так как если забыл, то получил в итоге неудовлетворенного клиента и потерял деньги.
В настоящее время CRM системы являются трендом, соответственно на рынке представлено огромное количество различных решений, облачных и устанавливаемых, отечественных и иностранных, бесплатных и дорогих еще можно сделать много классификаций, но не это главное.
Что общего во всех CRM системах?
Во-первых: они хранят контактные данные потенциальных и действующих клиентов
Во-вторых: они содержат информация о продукте, который интересует действующего или потенциального клиента
В-третьих: хранится история взаимоотношений с клиентом
В четвертых: в них реализована система «этапов» - шагов к успешной продаже
КАКИЕ БЫВАЮТ CRM системы?
- CRM уровня 0 – блокнот или голова. Если клиентов немного, вы не даете рекламу, у Вас розничный магазин и Вы думаете что клиенты просто проходят мимо и покупают то наверно сойдет и так. Вопрос надолго ли?
Аналитика - отсутствует
- CRM начального уровня – обычно эксель или гугл докс или любая другая CRM система используемая на уровне электронной записной книжки. В итоге вы получаете список клиентов, по которым уже можно планировать какие-то задачи, отслеживать работу сотрудников, это уже чуть лучше чем записная книжка, но все равно еще не CRM. Выбор в пользу этого варианта чаще всего происходит по причине экономии – чаще всего это решение бесплатно или совсем недорого. Но оно не решает главной задачи внедрения CRM – кто Ваш клиент решаете не Вы, а Ваши сотрудники. Они определяют, кого занести в CRM, кого удалить, какой контактный номер указать, кому звонить, а кому нет. К сожалению в настоящее время у нас в России большинство бизнесов остановились на этом уровне внедрения.
Аналитика - ручная, на основании отчетов собранных вручную
- CRM нормального уровня – все каналы коммуникаций под контролем, по всем сделкам есть задачи, все коммуникации с клиентами сохраняются, есть разделение уровней доступа, все изменения сохраняются.
Аналитика - использование встроенных в срм отчётов
CRM Продвинутый уровень:
Все что входит в нормальный уровень + базовая автоматизация:
- автоматическая отправка смс, почты, сообщений в чат при наступлении определенных событий
- включение/выключение рекламы на разных этапах сделки
- автоматическое формирование КП, счетов
- включение в бизнес-процесс чатботов, голосовых ботов
- интеграция со сторонними системами - 1с, специализированный софт, е-mail рассылки и прочее
Аналитика: подключена сквозная аналитика:
- вы знаете стоимость лида, продажи и промежуточных этапов (встречи, кп и прочего)
- понимание эффективности разных источников рекламы
- понимание эффективности работы сотрудников
- настроены регулярные отчёты
CRM Профессионального уровня
Все что входит в «Продвинутый», а также:
- бизнес-процесс разложен на простые составляющие
- нет незаменимых сотрудников
- процессом продаж управляет не сотрудник, а система
- внедрена система KPI, контролируются ключевые показатели и отклонение от плана
- отчёты и ключевые показатели доступны всегда, а не только в отчетные даты
Давайте подытожим. Почему нужно внедрять у себя CRM систему?
Прежде всего, после внедрения ее хотя бы на нормальном уровне, владельцем клиента становится не сотрудник, а компания. В случае ухода сотрудника, все контакты клиентов остаются в компании, сохраняется вся история общения с клиентом. Это повышает безопасность и устойчивость бизнеса, а также появляются реальные данные о количестве обращений, статистики по компании в целом и в разрезе по сотрудникам. Уже можно принимать решения на основании цифр, а не эмоций.
Внедрение CRM на продвинутом уровне освобождает сотрудника от лишних, непродуктивных действий, которые не приносят денег. Значительно возрастает эффективность и соответственно размер прибыли, генерируемой одним сотрудником.
Внедрение же на профессиональном уровне создаёт саморегулируемую систему. Зачастую для внедрения на этом уровне приходится перестраивать бизнес-процессы в компании с помощью опытных бизнес-консультантов, делать доработки для учета специфики бизнеса с использованием труда программистов, но в итоге на выходе вы получаете высокоэффективную машину, с большим запасом прочности, механизм, работающий как швейцарские часы.
Так все-таки, какую CRM выбрать?
Я не ставил себе задачу осмотреть все имеющиеся на рынке CRM системы. Их реально очень много. Скажу, что если вы считаете, что на текущем уровне развития вам достаточно нормального уровня внедрения, то можете пробовать практически любую. Я уверен на 90%, что если это только не поделка, собранная на коленке левой рукой, вы свою задачу решите.
Если же вам нужен продвинутый или элитный уровень - Вам понадобится система, в который есть как минимум:
- бизнес-процессы
- работа с API (возможность интеграции с любыми системами)
- поддержка разработчиков, производящих регулярные обновления системы
- большая партнерская сеть.
Причем надо понимать, что одно только наличие всех этих параметров в выбранной Вами системе не гарантирует сразу увеличения эффективности.
Во-первых, CRM нужно настроить. При правильной настройке Вы очень быстро увидите повышение эффективности, при неправильной же Вы получите еще одну статью расходов.
А во-вторых, в CRM нужно работать. Работать нужно и рядовым сотрудникам и руководителям. CRM заработает, если станет сердцем Вашего бизнеса, если зарплаты и премии сотрудников будут рассчитываться по данным CRM.
При этом, у меня для вас хорошие новости, если вы уже используете или планируете использовать одну из этих CRM систем:
- Getcourse
- Bpm online
- ElmaBpm
- Salesforce
- ZOHOCRM
Вы сможете дойти уровня «Элитный» с вашей системой.
В любой из них можно начать очень дешево (иногда бесплатно!) и наращивать функционал по мере роста компании и осознанности собственника.
Естественно, все они отличаются друг от друга идеологией, функционалом, удобством, интерфейсом, наличием дополнительных функций под капотом, стоимостью владения и стоимостью внедрения. Но тема отдельной статьи.
Напоминаю, что у Вас все еще есть возможность получить часовую консультацию по возможности автоматизации своего бизнеса совершенно бесплатно. Чтобы записаться заполните форму ниже:
© 2021